Что засыпать / заливать в ствол сваи?
Итак, свая закручена в грунт до нужной отметки. У нее отрезана монтажная часть. Перед тем, как приваривать к свае оголовок и продолжать строительство ее ствол нужно обязательно заполнить. Чем и зачем - читайте далее.
Ствол винтовой сваи заполняют по трем причинам:
- защита металла сваи от коррозии;
- устранение возможности накопления в стволе сваи влаги;
- увеличение прочности сваи.
Последний пункт характерен для свай большого диаметра (315 мм и больше). При условии соответствующего армирования такой бетонный столб внутри металлической сваи действительно может улучшить ее прочностные характеристики.
Бытует мнение, что после сгнивания металла бетон продолжит нести нагрузку от строения, которую раньше несли сваи. В теории такое, наверное, возможно. Но чтобы реализовать подобное на практике нужен качественный бетон, хорошее армирование ствола, соблюдение технологии заливки (плюсовые температуры, виброуплотнение, грамотная сушка и т.д.). И, как уже упоминалось, большой диаметр сваи.
Если Вам крутят под дачный дом сваи 108 мм, лопатой в тазу мешают раствор, после заливки его в сваю сразу приваривают оголовок - это все бессмыслица. Некачественный бетон просто расслоится на песок и цементную воду. Если не ждать 2-3 недели и запечатать все это оголовком, то вода не испариться, а так и останется в стволе, подтачивая стенки сваи изнутри и рискуя разорвать ствол при замерзании, если ее слишком много выдавит наверх.
И даже если бетон зальют качественный, правильно уплотнят и высушат вряд ли такая "спичка" сможет нести горизонтально направленные нагрузки от строения после исчезновения металлической оболочки. Плюс не известно что будет с самим бетоном в стволе сваи после нескольких десятков лет и нескольких тысяч циклов заморозки / разморозки.
Встречается метод заполнения сваи отработанным машинным маслом - в чистом виде или с песком. Защитит ли от коррозии или от накопления влаги такой способ сказать сложно. Если на внутренних стенках будет образовываться конденсат, то он по логике будет постепенно скапливаться внизу (плотность воды выше). Если в масле много осаждаемых частиц металла, сажи и других загрязнений, то может и где-то посередине.
Но в любом случае это экологическая бомба замедленного действия: как только нарушится внутренняя герметичность сваи (а это может произойти еще при монтаже) масло загрязнит окружающий сваю грунт. По правилам загрязненная нефтепродуктами почва подлежит выемке, вывозу и утилизации.
Только ЦПС
Самым простым, надежным и технологичным вариантом заполнения свай малых диаметров (а именно таковые используются в 95% случаев частного, коммерческого и даже промышленного строительства) является засыпка в ствол цементно-песчаной смеси. Ее можно приобрести в готовом виде, либо легко сделать самостоятельно на месте монтажа при наличии цемента (1 часть) и песка (3 части).
Песок желательно брать не сильно влажный, чтобы удалось перемешать смесь до более менее однородного состояния. Цемент можно самый обычный, дорогие марки ни к чему.
При засыпке желательно проводить трамбовку смеси в свае, чтобы убрать возможные пустоты и выгнать лишний воздух. Подойдет обычная палка или черенок от лопаты.
Цемент в смеси нужен для того, чтобы поглощать влагу. Поэтому конденсат, образующийся на металле при перепадах температуры, будет впитываться смесью. Со временем это приведет к ее затвердеванию по всему объему.
Нет воздуха, нет влаги - значит и нет коррозии (ну или, по крайней мере, ее скорость минимальна). Влаге негде скопиться - сваю не разорвет изнутри при сильном морозе.
Плюс ко всему на месте монтажа не будет той грязи, которую разводят при заливке чего-либо бетоном, особенно приготовленном здесь же. Рассыпанную случайно смесь можно легко убрать, смести в сторону или просто перемешать с грунтом.
|